О храме Богоявления в Китай-городе

История Богоявленского монастыря начинается почти тогда же, когда начиналась история Москвы. В конце XIII столетия Москва представляла собой небольшую крепость, обнесенную деревянной стеной, с деревянными постройками внутри, где жили князь и его бояре. Крепость стояла на Боровицком холме и занимала юго-западный угол современной территории Кремля. Эта крепость называлась городом, а вокруг начинал создаваться посад. Особенно активно заселялась территория к востоку от Кремля, где позднее образовался Китай-город. От деревянного Кремля на восток тянулась дорога по берегу реки Неглинки к более древним русским городам Владимиру и Суздалю. Там, где теперь находится Красная площадь, эта дорога пересекала глубокий овраг. Вот здесь-то за оврагом недалеко от берега реки первым московским князем Даниилом Александровичем был заложен Богоявленский монастырь. По преданию произошло это в 1296 году, когда начали строить первую монастырскую деревянную церковь. Отведенный под монастырскую застройку участок земли заново перепланируется, благоустраивается, подсыпается песком, строится деревянная церковь и к ней несколько изб-келий. Тогда же здесь появляются первые захоронения, возникает монастырский некрополь, который просуществовал до XIX столетия.

Подробно рассказать, как этого бы хотелось, о быте монастыря, его служителях, отношениях с посадскими людьми, знатью, княжеским двором того и последующего времени практически невозможно. Сохранились только некоторые отрывочные сведения о монатырской жизни, которые тесно переплетаются с тем, что происходило в близко расположенном Кремле, Москве, княжестве, а впоследствии и России. За свое семивековое существование монастырь стал свидетелем многих радостных и трагических событий, происходивших в стране.

Уже при основании Богоявленского монастыря на рубеже XIII и XIV столетий, он известен как великокняжеское богомолье и пользовался особым вниманием Великих Московских Князей. Одним из первых игуменов монастыря был преподобный Стефан, старший брат преподобного Сергия Радонежского. Это определило на долгое время тесную связь между Богоявленским монастырем и Троицко-Сергиевской лаврой. Преподобный Стефан был духовником Великих князей Симеона и Ионна.

Богоявленский монастырь приобретает известность благочестивой и подвижнической жизнью иноков, что привлекало в обитель много богомольцев знатных родов. Во всех описаниях Богоявленского монастыря обязательно рассказывается о том как вступил послушником в монастырь 15 летний юноша, будущий митрополит московский Алексий. Юноша был сыном боярина Федора Бяконта, занимавшего значительное положение при великокняжеском дворе. При отсутствии князя боярину поручалось управление Москвой. Кстати, боярин Бяконт был впоследствии торжественно похоронен здесь в Богоявленском монастыре, некрополь которого уже тогда в XIV веке стал престижным местом захоронения знати. Сын знатного боярина Бяконта был принят от купели самим малолетним князем будущим Иваном Калитой и воспитывался при великокняжеском дворе. Рассказывается о случае, который изменил всю дальнейшую жизнь 12 летнего отрока. В глухих дебрях соснового бора боярич ловил птиц и утомленный заснул. Во сне он услышал таинственный голос: «Алексий, зачем напрасно трудишься в ловле птиц. Отныне будишь ловцом человеков.» После этого он выбрал вместо светской духовную стезю и в 15 лет попросился послушником в Богоявленский монастырь.Еще пять лет юноша выполняет все монастырские послушания, заслуживая одобрение окружающих. В 20 лет он принимает постриг от игумена Стефана и нарекается Алексием.

Проходит еще 20 лет монастырской жизни, и митрополит московский Феогност приглашает его на свое подворье и вручает ему заведование делами церковными. В 1352 году Алексий возводится в сан епископа Владимирского, при этом Великий князь и высшее духовенство готовят его на митрополичью кафедру. На эту ответственную должность он был намечен еще Иваном Калитой. После смерти митрополита Феогноста на это место был назначен Алексий.

Великий князь Московский и Всея Руси Иоанн II перед смертью только святителю Алексию решился доверить своего младшего сына Дмитрия, будущего Дмитрия Донского, и поручил управление всем княжеством. Вот такие люди могли выходить из стен Богоявленского монастыря, с которым митрополит Алексий всю жизнь поддерживал связь. Из стен монастыря вышло и много других замечательных пастырей церкви. Сын и преемник первого московского князя Даниила, Иван Калита высказывал особенное расположение к основанной его отцом Богоявленской обители. Не отказываясь от политических интриг, военных действий и экономического давления, чтобы возвысить и расширить Московское княжество, Иван Калита по совету первого митрополита Московского Петра начинает также строительство каменных соборов в Москве. Пять каменных храмов было заложено в Кремле, вернее рядом с существовавшей тогда деревянной крепостью Кремником. Шестой же каменный храм строится на посаде, в будущем Китай-городе, именно в Богоявленском монастыре, где деревянный храм в 30 годы сгорел. Строительство его было закончено в 1341 году уже после смерти Ивана Калиты. Это был однокупольный храм, с высокой цокольной частью, украшенный резьбой, целиком от фундамента до купола выложенный из белогокамня на известковом растворе. Храм был наверное очень красивым. Составитель домовой книги монастыря писал об этом храме спустя полтора столетия: «Сие же оно Божественное чудное Богоявление отовсюду и всеми Христианскими народами видимо как зерцало. Божественная сия церковь и доныне светит и просвещает всех». Далее в этой книге тоже интересно пишется: «Многие леты во многих запалениях огненных огонь не прикоснулся и не вреди во веки». Имеется ввиду, что много раз, когда все вокруг уничтожалось огнем, огонь не прикасался к монастырскому двору и надеется, что и дальше так будет. Действительно, при нашествии Тохтамыша, которое было особенно жестким, так как монголы старались отомстить за проигранную Куликовскую битву, сам хан велел поджечь Богоявленскую обитель, но она чудом уцелела. Но в остальных случаях монастырь сгорал и разрушался также как и все вокруг при других нашествиях и пожарах.

Сгорели все посады Москвы в 1451 году, когда на город внезапно напал Ордынский царевич Мазовша. Сгорел в этот год и Богоявленский монастырь. Вернувшись в город князь Василий отдал приказ «строиться на прежних местах», обещая свою милость и разные льготы. Восстановлена была и Богоявленская обитель.

Но несмотря на все бедствия и лихолетья Москва отстраивалась заново, росла и богатела. То же самое происходило и с Богоявленским монастырем, прибавлялись земельные владения, пожалованные Великими князьями и боярами, росло число братии. При Иване III, который уже именует себя «государем всея Руси», в Москве начинается так называемый «итальянский период» строительства. В конце XV столетия в Москву приглашаются итальянские мастера, которые руководят строительством кремлевских стен, перестраивают кремлевские соборы. Да и по всей Москве тЬг начинают возводить в большом количестве кирпичные здания из нового высокопрочного кирпича изготовленного по итальянским рецептам. Строится первое кирпичное здание и в Богоявленском монастыре, нуждавшемся в расширении.

К белокаменному храму с западной стороны пристраивается двухэтажная кирпичная трапезная с хозяйственным подклетом. Эта трапезная была намного шире, чем сам храм, и наверное, у него с боков были еще устроены боковые галереи, как у ныне существующего. По-видимому, компоновка помещений, состоящая из церкви, пристроенной трапезной и галерей, у того древнего была такой же как у современного.

Трапезные палаты в конце XV — начале XVI века строятся во многих монастырях, особенно с принятием в начале XVI века «общежительного устава», требовавшего от монахов совместного питания. Трапезные палаты представляли собой целый комплекс, состоящий из большого столового зала и различных подсобных помещений (поварня, хлебопекарня, кладовые). Однако надо заметить, что компоновка трапезной в Богоявленском монастыре отличается от той, можно сказать типовой схемы, которая была принята в московском строительстве. Во-первых, трапезная пристроена непосредственно к ранее существовавшему храму. Обычно трапезная стояла отдельно или храм к ней пристраивался позднее. Во-вторых, здесь довольно усложненная схема расположения помещений. В подвальном этаже многочисленные помещения, связанные единым осевым коридором. Здесь же расположены печи, обеспечивающие обогрев двух верхних этажей в зимнее время.

Богоявленский монастырь стал свидетелем позорного низложения митрополита Филиппа, представителя знатного рода Колычевых. За открытое обличение опричного произвола митрополитом Филиппом, Иван Грозный устроил над ним суд. Запуганный царем Соборный суд утвердил приговор об низложении святителя. Колычев, сохраняя достоинство, сложил с себя атрибуты власти, но Иван Грозный с присущим ему коварством уговорил митрополита последний раз отслужить в Успенском соборе. Как только началось богослужение, оно было прервано опричниками, объявившими царский указ о низложении. С митрополита сорвали святительские одежды, надели рясу простого инока, бросили в сани и вдоль оврага отвезли в Богоявленский монастырь. За санями бежал народ, благословляемый Филиппом. Остановясь в воротах Богоявленского монастыря, он сказал плакавшему о нем народу: «Дети! Все, что мог, я сделал. Если бы не любовь к вам, и одного дня не остался бы я на престоле...Уповайте на Бога!» Боясь побега бывшего митрополита, который имел много сторонников, ему заковали руки и ноги в железо, одели на шею железный ошейник. Но вскоре обнаружилось, что оковы с него спали и он стоит на молитве. Тогда Грозный велел запустить к нему в темницу на ночь голодного медведя, так гласит легенда. На утро оказалось, что медведь смиренно лежит в углу, а Филипп опять стоит на молитве. Вскоре его сослали в монастырь под Тверь, где он и погиб.

Сильно пострадал Богоявленский монастырь и в Смутное время, когда поляки были осаждены в Кремле. Монастырь попал в зону военных действий, был разграблен и сожжен. С воцарением династии Романовых в 1613 году, для России наступают относительно спокойные времена. Особенно при «тишайшем» царе Алексее Михайловиче, отце Петра I, Россия имела возможность немного отдохнуть и восстановить свою экономику. В это время почти вдвое расширяется монастырская территория в Москве за счет пожертвования в 1672 году Ксении Ивановны Репниной владений непосредственно примыкавших с севера к монастырю. Теперь Богоявленский монастырь имеет выход непосредственно на Никольскую улицу, одну из оживленнейших улиц Москвы. Здесь строятся выездные с территории монастыря первые святые ворота с надвратной церковью Иоанна Предтечи.

К концу XVII века Богоявленский монастырь имеет не только обширный двор с многочисленными служебными и хозяйственными постройками, в нем сосредоточены значительные ценности в виде икон, церковной утвари, книг, ему принадлежали обширные земельные угодья. Все это получено в виде вкладов от Великих Московских князей или царей, от вельмож, от московских митрополитов или других лиц, многое приобретено настоятелями на монастырские деньги.

В Богоявленском монастыре традиционным был высокий уровень образованности. Недаром царевой грамотой 1616 года настоятель монастыря Илия был одновременно назначен на высокую должность типографским справщиком за то, что был «житием воздержателен, крепкокнижен и грамоте горазд». Многие старцы прекрасно владели греческим языком.

По этой причине, по-видимому, в царствование Федора Алексеевича, большого любителя просвящения, в монастыре была в 1680 году организована школа, послужившая основой будущей Славяно-греко-латинской Академии. Под руководством двух ученых братьев-греков Ионникия и Софрония Лихудов здесь преподавались свободные науки на греческом и латинском языках. Позднее эта школа была переведена в близлежащий Заиконоспасский монастырь, где и была организована Академия.

Время и очередной московский пожар сильно повредили древний каменный храм Ивана Калиты и кирпичную трапезную, построенную около него. Они были разобраны и в 1692 году с благословения последнего патриарха московского Адриана и под руководством архимандрита Богоявленского монастыря Никифора начинается строительство на том же месте прекрасного двухэтажного храма, стоящего и поныне. Обломками разобранных строений был засыпан подклет бывшей трапезной, а камни старого храма пошли в фундамент нового. Закончен храм был в 1696 году.

Новый Богоявленский храм представляет собой сооружение, состоящее из высокого четверика, на который поставлен богато декорированный восьмерик. До недавнего времени здание венчала глава «луковичной» формы на малом восьмерике. По пышности декора и компоновке масс основного объема Богоявленский храм принадлежит к кругу архитектурных памятников, выполненных в стиле так называемого «московского» или «нарышкинского» барокко. Однако, своеобразие декоративных элементов и компоновка объемов ставят собор среди этих памятников на особое место.

Башнеобразная часть Богоявленского храма «восьмерик на четверике» очень похожа на церковь Троицы в селе Троице-Лыкове, построенной знаменитым мастером Яковом Бухвостовым по заказу Нарышкиных. Кстати, строительство Богоявленского храма проводилось также не без участия Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. На ее же деньги строится в конце Никольской улицы небольшая церковь Владимировской Божьей матери. В том же стиле «московского барокко» строится устремленная ввысь церковь Гавриила Архангела или Меньшикова башня у Чистых прудов. Строится в этом стиле и много других лЪг церквей в том числе церковь Знамения Пресвятой Богородицы при доме графа Шереметьева на Воздвиженке.

При всей пышности этих церквей конструкция их предельно упрощена. В основу их положен кубический объем, проще трудно что-нибудь придумать. На этот куб с помощью арочных тромпов в углах ставится, почти такой же простой объем, восьмигранник с куполом. К этому простому, статически устойчивому, исходному объему «восьмерику на четверике» пристраиваются другие требуемые по условиям компоновки в каждом конкретном случае элементы: апсиды, трапезные, колокольни, лестницы, галереи. В этом стиле и по этому принципу был скомпонован и построен Богоявленский храм.

Верхняя Богоявленская церковь покоится на приземистой подклетной части, в которой размещалась Казанская церковь-усыпальница. Археологические исследования выявили здесь уникальный некрополь XV-XVII веков. Храм с севера, запада и юга окружен галереей-гульбищем на арках. С запада по оси собора в XVIII веке располагалась колокольня, а позднее ризница с приделами.

Первоначально существовала еще парадная наружная белокаменная лестница, ведущая прямо в Богоявленскую церковь. Но в 30-х годах XIX века она была разобрана и заменена новой внутренней. При этом частично разобрали своды северной галереи, а сами галереи-гульбища по верхнему ярусу были остеклены.

К концу XVII века относится и начало строительства каменных келий на территории монастыря.

После смерти последнего 11-го патриарха Московской Руси Адриана в результате петровских церковных реформ в жизни русской церкви происходят значительные изменения. Меняется система управления церковью, наступает так называемый синодальный период. С 1701 года всем монастырским имуществом начинает управлять «Монастырский Приказ», возглавляемый графом Мусиным-Пушкиным. Теперь все доходы не только с земель и имений, но и с монастырских зданий поступают в этот Приказ в распоряжение светской власти. Число монашествующих ограничивается и им теперь платится жалованье. Так в Богоявленском монастыре Архимандриту теперь в год платится 6 рублей и 25 алтын, трем попам по 1 рублю и 16 алтын, двум дьяконам по 1 рублю с полтиною, а остальным 25 старцам 6 рублей с полтиною. Вот такое штатное расписание было в монастыре в начале XVIII века. Бывший в это время архимандритом монастыря Евфилий обращался к Петру I с просьбой повысить это нищенское жалованье, но просьба не имела успеха, так как Петр I к монашеству относился с враждой, видя в них только оппозицию.

В 1721 году был открыт «Святейший Правительствующий Синод». Эта духовая коллегия заменила собой патриаршую власть. При этом Синод руководствовался Духовным регламентом, отредактированным самим Петром.

Сведений по истории Богоявленского монастыря сохранилось мало. Известно, что в 1732 году его штат состоял из 36 монахов во главе с архимандритом. Трудные годы для монастыря с 1733 по 1753 во главе стоит архимандрит Герасим. Кроме материальных затруднений, связанных с синодальным периодом, монастырь постигает такое страшное стихийное бедствие как Троицкий пожар в Москве 1737 года, когда выгорели Кремль, Китай и Белый город. Однако отцу Герасиму удается возвести надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней. Эта церковь была освящена в 1742 году. Девять колоколов этой колокольни представляли богатство и воплощали древнюю историю монастыря. На первом самом древнем колоколе было написано: «Лета 7124 (1616) дал сей колокол по души своей Яков Дмитриев сын Петухов к чудному Богоявлению в монастырь, что на Москве за Ветошным рядом». На другом колоколе было написано: «Лета 7125 (1617) сей колокол дал вкладу в дом в Богоявленский монастырь, что за Ветошным рядом Алексей Григорьев по отцу своему Григорию, в иноках схимнике Герасиме, по себе и по всем своим родителям». Другие колокола были отлиты тоже со значением.

При архимандрите Иосафе (1753-1758гг) монастырь продолжает испытывать денежные затруднения, по-прежнему, не на что исправлять имеющиеся ветхости. От Консистории получено разрешение на два года на сборную книгу для приема от доброхотных дателей подаяния на ремонт монастыря. В 1755 году удается построить, наконец, каменные кельи для жилья монастырской братии.

При архимандрите Пахомии (1763-1771гг) происходит окончательная решительная перемена в положении Русских Православных монастырей. В 1764 году при Екатерине II у монастырей было отобрано все недвижимое имущество и введены штаты монастырей, согласно которым часть монастырей была закрыта, другие стали получать небольшое содержание с ограничением числа братии. Интересна опись Богоявленского монастыря, составленная в 1764 году при ревизии монастырской недвижимости. Вот некоторые выдержки из нее, которые дают представление о хозяйственной деятельности монастыря. "В том монастыре каменная соборная церковь Богоявления Господня...; у оной с трех сторон паперть шириною в две сажени; к ней приделана палатка для ризницы... с сходами каменными. Под сею церковь Казанской Пресвятой Богородицы... Внизу же под папертью приделы каменные: Алексия Митрополита, святого Георгия Победоносца, святого Иакова Алфеева. Да под папертью поварня братская, палатка, да хлебодарная палатка, оная церковь и паперть крыты железом. Над первыми святыми воротами каменная же церковь Святого Иоанна Предтечи... Над вторыми Святыми воротами каменная же церковь Бориса и Глеба... Над нею колокольня каменная, на ней колоколов 9... Келий каменных Настоятельских в два этажа... в верхнем этаже келий 6, сени одни, под ними палаток 3, погреб 1, крыты железом.

Далее перечисляются многочисленные братские кельи в два этажа, житные палатки, пирожковые, трапезные, конюшенный двор, кузница, магазины и т.п.

Любопытно также штатное расписание, приведенное в описи. Архимандрит Пахомии, четверо иеромонахов, шестеро рядовых, трое иеродьяконов, трое пономарей и четверо монахов все получают в год по пять рублей, кроме одного иеродьякона, который получает семь рублей за то, что работает еще переводчиком. А вот отставной сержант Преображенского полка, живущий в монастыре, получает 13 рублей. Еще у них есть хлебное довольствие. Еще в монастыре имеется 14 служителей, сторожей, поваров, конюхов, слуг. В заключении описи перечисляются села и деревни, принадлежавшие монастырю, и сколько дохода в рублях с них получалось.

Но не надо думать, что лишившись своего недвижимого имущества, монастырь находится в таком бедственном положении как это было в середине XVIII века после Троицкого пожара. Наоборот, теперь монастырь имеет возможность центральный храм отремонтировать, расписать заново и украсить лепкою внутри. Он, по-прежнему, пользуется славой, как место, где находят покой представители самых знатных фамилий после царской.

В отечественную войну 1812 года, когда французы захватили Москву и начался всеуничтожающий пожар, Богоявленский монастырь осыпался летящими головнями и искрами, но остался цел. Он также уцелел от осквернения и разграбления, так как в монастыре жил один из французских маршалов. Это обстоятельство и спасло его. Сохранились даже драгоценности из ризницы, так как они были заранее при приближении французов вывезены в Вологду архимандритом Ираклием. Перед отступлением французов из Москвы они пытались взорвать Кремль и взорвали Арсенал. Удар от этого взрывы был так силен, что затяжки сводов в Богоявленском храме от сотрясения порвались. Потом эти затяжки были восстановлены, но следы их раз рушения видны и сегодня.

Последствия пребывания французской армии в Москве в Богоявленском монастыре на этот раз ликвидированы были быстро. В 1813 году храм был уже освящен заново.

ХIХ век для Богоявленского монастыря можно характеризовать как время бесконечных перестроек монастырского двора и уплотнения его застройки. Ломаются одноэтажные и двухэтажные доходные дома, склады и магазины и на их место строятся двух, трех и четырехэтажные дома. Апофеозом этого строительство является, по-видимому, разрушение надвратной церкви Иоанна Предтечи в 1905 году, выходившей на Никольскую улицу, ради строительства на этом месте четырехэтажного доходного дома.

Но более знаменательным для Богоявленского монастыря XIX век в духовном смысле был в другом. Издавна у Богоявленского монастыря были тесные связи с монастырями на Афонской горе в Греции. Приезжавшие оттуда останавливались в Богоявленском монастыре. Еще царь Борис Федорович в 1603 году в вечный поминок по себе пожаловал Афонскому монастырю рядом с Богоявленским монастырем двор со всеми потребными хоромами.

Особенно памятным для монастыря было событие, когда в 1866 году с Афонской горы были привезены частицы святых мучеников Пантелеймона, Трифона и других, а также чудотворная икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушница». Это привлекло в монастырь множество богомольцев. Молебны Божьей Матери и великомученнику Пантелеймону служились беспрерывно с раннего утра и огромный храм с трудом вмещал богомольцев, стекавшихся со всех сторон России. Тогда монастырь по Высочайшему повелению из второклассного был переведен в первоклассные.

Несмотря на то, что в начале XX века Богоявленский Храм был заново отремонтирован с заменой в интерьере живописи, лепнины, переложены и растесаны многие дверные и оконные проемы в нижней Казанской церкви, устроены новые паркетные полы, этот век нес Богоявленскому монастырю одни только разрушения. Вершители этих разрушений не хотели понять то, что монастырь является хранителем древней русской истории. Вот мы то, живущие в конце XX столетия, должны исправить эту несправедливость по отношению к древнейшему монастырю, хранителю нашей истории, нашей культуры и наших обычаев, спасти то, что еще можно спасти.

Разрушение храма и уничтожение вокруг него культурных слоев, хранящих следы истории и поэтому очень ценные для археологов, начались с самого простого. На грани веков в монастыре стали устраивать канализацию и проводить калориферное отопление. Траншеи для канализационных труб рылись так, что на своем пути разрушали этот культурный слой с древними могилами и склепами. Еще хуже было с калориферными каналами, которые проводились внутри храма. Здесь могил и склепов было больше и здесь же были следы древнейших сооружений. Все это на пути тепловых каналов уничтожалось.

Самые тяжелые потери монастырь понес после революции 1917 года. В 1919 году монастырь был закрыт, в 1929 году прекратилась служба в храме и он начал переходить из рук в руки. В годы конфискации церковного имущества из ризницы храма было вывезено несколько пудов серебра церковной утвари.

Особенно большие потери у монастыря были в З0-е годы. Разбиты или вывезены надмогильные плиты и скульптуры. Уничтожены алтари, скульптуры и живопись в Богоявленской церкви. Сорвано завершие с крестом над куполом. Разламываются боковые галереи. Не защищенные от дождя и снега кирпичные и каменные стены и украшения начинают разрушаться, из них прорастают деревья. Состояние храма к 50-тым годам было таковым, что П.В.Сытин в книге «Из истории московских улиц» пишет: «В 1296 году был основан Богоявленский монастырь, остатки зданий которого от XVII века еще виднеются в Куйбышевском переулке».

Поворотным моментом в жизни храма стали 80-е годы, когда храм был передан хору имени Свешникова, и из него начали устраивать репетиционный и концертный залы. Во всяком случае из нижней церкви были удалены станки вместе с бетонными фундаментами.

Но храм в Богоявленском монастыре строился для того, чтобы быть храмом. И это было справедливо, что в 91-м году он был передан церкви. Только в этом случае Богоявленский храм может быть возрожден. Во всяком случае уже сейчас в нижней Казанской церкви идет служба, алтарь отреставрирован, иконостас восстановлен. Идет усиление несущих конструкций. Правда, начато пока с того, что было повреждено еще при Наполеоне.

 
Взято из книги: Кириков Б.А., Даниленко И.И. Богоявленский монастырь в Москве, что за Ветошным рядом. Москва 1995
 

 

Конструктор сайтов - uCoz